Предпосылки к тому, что сезон-2017 будет не таким успешным, как предыдущий, появились еще в начале договорной компании в сентябре 2016 года. Спад на рынке внутреннего туризма был ожидаем, предполагалось, что спад составит 40-50% по сравнению с предыдущим сезоном.
Опасения эти по итогам сезона, к сожалению, оправдались. Связано это, в первую очередь, с повышением цен по южным направлениям (Краснодарский край, Крым, Абхазия). Сказалось и укрепление российского рубля, а также открытие турецкого направления, в результате чего нашему туристу были предложены более выгодные пакетные туры в Турцию.
К сожалению, также в этом сезоне подвела и погода: в этом году солнце не особенно баловало своим появлением российский юг, из-за многочисленных дождей спрос упал еще в самом начале летнего сезона.
Говоря об итогах сезона, мы можем анализировать данные только до конца августа, однако уже видно, что статистика, конечно, неутешительная. Так, по Краснодарскому краю мы наблюдаем спад примерно в 42%. Если рассмотреть по отдельности курорты Краснодарского края, то по сравнению с 2016 годом по Анапе мы видим снижение на 27%, по Геленджику – на 57%, по Туапсе – на 51%, по Сочи - 50%.
По Крыму фиксируем снижение количества заявок на 37%. Самый заметный минус показала Абхазия: около 58%.
Однако, даже несмотря на непростую ситуацию на туристическом рынке, люди все равно отправляют детей на любимый курорт, в любимый отель - пусть даже на чуть меньший срок, чем обычно, именно поэтому Анапа, как семейный город-курорт, пострадала менее всего. Что касается Геленджика и Туапсинского района, здесь ситуация иная. Снижение оказалось более ощутимым. На этих курортах представлено меньше объектов размещения, поэтому и спрос априори ниже.
Кому удалось удержать ситуацию, так это Сочи. В этом сезоне именно этот курорт меньше всего завышал цены по сравнению с 2016 годом. Была проведена огромная работа городской администрации, которой удалось сдержать повышение цен. Благодаря этому и самой специфике курорта - более развитая инфраструктура, обилие тематических мероприятий, интерес к объектам, построенным для Олимпиады, транспортная доступность - здесь спрос остался на хорошем уровне. В итоге по спросу Сочи был на втором месте.
Кстати, если сравнивать и цены на авиаперелет из Москвы, то Анапа была самой дорогой, Сочи же был самым дешевым.
Очень сильно потерял в спросе Крым. Меньше всего это заметно по Западному берегу: там все-таки большое количество санаториев, которые достаточно неплохо загружались и в межсезонье. Восточный берег же пострадал сильнее всего: он менее интересен для клиента, здесь нет таких привлекательных пляжей и большого количества достопримечательностей. Южный берег - самый дорогой, но он же и востребован.
По автобусным турам этот сезон показал себя вполне неплохо. Автобус - экономичный вид транспорта, и объекты для составления автобусных туров мы в основном выбираем бюджетного или среднего уровня.
Спад этого сегмента по сравнению с прошлым годом составил около 7%. Достаточно активный был спрос: автобусы грузились полные практически весь период, в сезон загрузка была 100%.
Что касается курортов России в средней полосе, на Селигере, в Кавказских Минеральных Водах, то статистика показывает спад на 27%. Что касается экскурсионных туров, то здесь можем говорить о снижении на 38%.
«Сдерживание цен - лучшая стратегия, и к этому вопросу, по итогам сезона, не все отельеры подошли достаточно рационально и разумно. Кем-то цены были подняты на 20%, кто-то оставил прайс на уровне 2016 года. Цена играет огромную роль при выборе тура и места отдыха. В этом году были многочисленные акции и спецпредложения: по сути, это и был тот порог, который показывал, что туристу эта цена интересна, он на нее согласен. Мы призываем обратить внимание на этот фактор, и при ценообразовании на новый сезон делать снижение цен, как минимум, на 20% по сравнению с 2017 годом», - высказался по этому поводу генеральный директор группы компаний «Мультитур» Дмитрий Шаров.