Конец марта и начало апреля традиционно проходит под знаком весенних школьных каникул. В этом году туроператоры сообщают о существенном росте спроса на каникулярные туры – от 25 до 40%. В географии, стоимости и условиях предлагаемых турпоездок разбирался «Вестник АТОР».
Родные просторы по-прежнему в тренде
Традиция «путешествовать со школой» в рамках экскурсионных туров по городам родной страны, известная еще со школьных времен, не теряет актуальности и в наше время. Как сообщил «Вестнику АТОР» Дмитрий Попов, директор по продукту Национального туроператора АЛЕАН, на период весенних каникул наибольший рост бронирований показывают именно групповые и сборные экскурсионные туры, причем лидирует здесь Санкт-Петербург: на этом направлении много заявок именно от школьных групп.
«Средняя продолжительность группового тура для школьников составляет 3 дня, стоимость с питанием и экскурсионным обслуживанием на человека – 7500 рублей. В основном бронируют туры без проезда до места назначения. При этом, уровень размещения может быть разным: от хостела до отеля высокой категории», – говорит г-н Попов, анализируя выбор экскурсантов-школьников.
По его словам, также популярностью пользуются экскурсионные туры по Золотому кольцу, в Крым и Беларусь. Рост объемов бронирований по данным направлениям топ-менеджер оценивает от 12% до 40%.
Как говорит эксперт, не менее востребован и отдых в пансионатах Подмосковья и регионах России: здесь рост продаж на период школьных каникул составил 20%.
«Значительную долю туров на данный период занимает санаторно-курортное лечение в Кавказских Минеральных Водах, где объекты размещения постоянно расширяют спектр услуг для семейного отдыха с детьми», – отмечает г-н Попов.
Дмитрий Шаров, генеральный директор ГК «Мультитур» рассказал, что спрос на весенние каникулы в сравнении с прошлым годом вырос примерно на 7%, причем бронировать туры на каникулярный период начали еще в январе.
«Интенсивнее, чем в прошлом году, спрашивают города России (северо-западное направление), Псков, Нижний Новгород, Вологду. Также традиционно бронируют Казань, Золотое Кольцо, Санкт-Петербург», – говорит он, отмечая, что обычно ближе к самим каникулярным датам спрос резко возрастает, однако в этом году пока данный тренд не подтверждается.
По оценке руководителя компании, клиенты чаще выбирают сборные варианты туров, специально разработанные под родителей с детьми (готовые программы с гарантированными датами).
«Практика показывает, что центральные регионы России бронируют туры на 2-4 дня, дальние регионы – на более длительный срок, от 7 до 15 дней. Средняя стоимость туров составляет от 6000 рублей на 1 человека (без переезда авиатранспортом или ж/д), с 3-х разовым питанием, размещением в отеле 3-4* в стандартном номере, экскурсионной программой, транспортными услугами по маршруту тура и трансферами (встреча-проводы), входными билетами в музей», – пояснил глава ГК «Мультитур».
Сегодня у туроператора «Мультитур» есть специальные программы на детские каникулы, рассчитанные на организованные группы с бесплатным участием сопровождающих. «Есть и программы, рассчитанные на небольшое количество туристов, например, 2 взрослых и 4 детей. Кроме того, в период каникул в обычные сборные туры мы включаем больше мастер-классов, музеев с образовательной тематикой для детей», – отметил Дмитрий Шаров.
О популярности путешествий по России в весенние каникулы 2017 года сообщают и в «НТК Интурист». По информации его пресс-службы, самые популярные внутрироссийские направления на период с 15 марта по 15 апреля – это Казань, Крым, Сочи, а также Белоруссия. «Мы работаем с организованными детскими группами и с группами родителей с детьми по экскурсионным программам. Сегодня у наших клиентов востребованы зрелищные, мультиинформативные экскурсии. С обязательной интерактивной программой и мастер-классами», – рассказали в компании, уточнив, что туристы в основном едут в каникулярные туры с детьми 11-14 лет.
По данным «НТК Интурист», стоимость туристического дня при нормальных условиях и полном пансионе составляет 2500 руб. «Цены по отношению к прошлому году выросли примерно на 10%», – добавляют в компании.
В компании BSI Group динамику роста спроса на внутреннем рынке в период весенних каникул оценили в 20-30%.
«На период предстоящих каникулярных дат мы отправляем много детских групп по городам России. Самой большой популярностью пользуются экскурсионные туры в Санкт-Петербург, далее по востребованности следуют туры в Псков, Беларусь и Карелию. Наши детские туры по России всегда включают в себя полный пакет услуг: проживание, 2-х или 3-х разовое питание, ежедневные экскурсии, мастер-классы и ж/д билеты при необходимости», – рассказали в компании.
По-прежнему повышенным спросом пользуются у россиян и путешествия по железной дороге. Как сообщили «Вестнику АТОР» в пресс-службе туроператора «РЖД-Тур», многие туристы предпочитают в каникулы съездить с детьми в паровозный тур. Самыми популярными в этом году являются однодневные паровозные туры «РЖД-Тур» по программам «Паровозная прогулка» (в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону), а также в Сергиев Посад и Александров. Такие туры носят образовательный характер и отличаются интересной насыщенной экскурсионной программой. Продолжительность такой поездки обычно 1-2 дня, а стоимость – от 1700 рублей на человека.
«Глубина продаж составляет 2-3 недели. Максимальный спрос на наши туры всегда формируется дней за 5 до даты начала поездки», – отметили представители туроператора. «Путешествия вызывают в основном интерес у семейных пар с детьми. Организованные школьные группы не так активны в период школьных каникул и составляют примерно 10% от общего потока. Наши клиенты выбирают туры «под ключ», – подчеркнули в пресс-службе «РЖД-Тур».
Заграница: экскурсии в Прагу, парижский Диснейленд и к Гарри Поттеру
Что касается зарубежных поездок, то участники рынка также сообщают о существенном росте спроса на заграничные туры в каникулярный период.
Так, Валерия Романенкова, директор департамента маркетинга, продаж и работы с агентствами туроператора ICS Travel Group, говорит, что спрос на каникулярные заезды уже превысил прошлогодние показатели на 25%. «Глубина продаж на зарубежные направления массового спроса составляет до полутора месяцев. Например, по Израилю даты вылета 23 и 26 марта были закрыты еще в январе».
По ее наблюдениям, в продажах ICS Travel Group на каникулярный период лидирует Израиль, далее следуют Италия, Куба, Чехия, Франция, Кипр, Болгария, Вьетнам, Россия, ОАЭ, Армения, Индонезия.
В отличие от российских направлений, где много групповых и сборных туров, в заграничные поездки, на пляжный отдых или в экскурсионные туры на школьные каникулы в основном отправляются индивидуальные туристы с детьми. Тем не менее, есть и группы. Так, в BSI Group рассказали, что на европейских направлениях на период школьных каникул забронировано несколько закрытых детских групп по индивидуальной программе.
Востребованы у BSI Group и индивидуальные программы с детьми в Австрию, Чехию, Италию и Венгрию. Во Франции на даты каникул у туроператора традиционно пользуются популярностью комбинированные туры Париж + Диснейленд, а также различные индивидуальные экскурсии для детей в Париже.
По Великобритании в тренде спроса тематические туры с детской направленностью – «Волшебный мир Гарри Поттера» с посещением музея Мадам Тюссо, музея Рипли «Хотите верьте, хотите - нет», обзорной экскурсией по Лондону, экскурсией в Оксфорд и Стрэдфорд-на-Эйвоне, а также тур «Лондон детям». Средняя длительность поездок на каникулярные даты у BSI Group составляет 7-8 дней, средняя стоимость за недельный тур с авиаперелетом по Европе на одного туриста – порядка 60-70 тыс. рублей. Недельный тур по России обойдется в 15-17 тыс. рублей.
Представители туроператора «Русский Экспресс» сообщили о высокой активности клиентов как на европейских, так и на дальнемагистральных направлениях. Светлана Давидюк, директор департамента экзотики, рассказала «Вестнику АТОР», что рост продаж на детские каникулы «был ощутим».
«Сейчас на каникулярные даты осталось очень мало мест, в основном продажи прошли заранее, за 1-1,5 месяца. Возможно, будет последняя волна спроса накануне вылетов по горящим турам», – говорит она. По ее информации, сегодня на каникулы пользуются спросом такие пляжные направления, как Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Шри-Ланка, Израиль.
«Мы наблюдаем для данного периода спрос на семейный отдых, то есть полные туры с перелетом для семей с детьми. В выборе туристов преобладают пляжные туры», – отмечает г-жа Давидюк.
В свою очередь Елена Ермакова, директор департамента Европы «Русского Экспресса», отметила, что на европейских направлениях фиксируется «колоссальное увеличение спроса туров на детские каникулы», причем лидером спроса является Прага.
«Динамика в этом сезоне потрясающая! Если в прошлом году продажи на весенние каникулы практически провалились, то в этом году продажи стартовали в конце января. Мы ждем активности туристов и на последней неделе, но мест осталось не так много. Наши клиенты едут также в Испанию, Италию, Венгрию и Австрию», – рассказала она.
По наблюдениям Елены Ермаковой, в основном за границу едут родители с детьми, которые выбирают «туры под ключ». «Но есть и целевые группы детей с учителями и родителями, с которыми мы работаем индивидуально — собираем группу, как конструктор, ведь у каждой группы свои пожелания и своя программа с экскурсиями», – поясняет она.
Средняя стоимость тура у «Русского Экспресса» – от 20 000 рублей и выше, так как на этот период туроператор делает «не просто программу, а туры, насыщенные экскурсиями». «Что касается групп детей, то у них экскурсии каждый день, они стараются максимально познакомиться со страной. Это туры продолжительностью 8 дней», – резюмировала г-жа Ермакова.