На прошлой неделе стало известно, что Министерство финансов поддержит идею введения туристического сбора для регионов Золотого кольца России и других субъектов, если они выйдут с такими предложениями. Речь идет о предложении предоставить регионам право с 2020 года вводить на своей территории туристический сбор – аналог курортного сбора, который, по предварительным данным, составит 1-2% от стоимости проживания. Сумму сбора, как в случае с курортным налогом, города Золотого кольца будут определять сами.
Реакция отдельных регионов была быстрой. В частности, в Рязанской области, которая только подала заявку на включение Рязани в города-участники турпроекта «Золотое кольцо России», уже заявили о готовности ввести туристический сбор. В регионе уже даже посчитали, что поступление нового налога (а в год от него планируют получать до 20 млн. рублей) даст возможность направлять деньги на благоустройство, в том числе для увеличения турпотока.
Однако, как выяснилось, такие расчеты поспешны. Так, 11 сентября в ходе Восточного экономического форума курирующий туризм вице-премьер Ольга Голодец заявила, что туристический сбор, который планируется ввести, не должен коснуться граждан РФ. «Знаковые туристические города должны быть абсолютно доступны для граждан РФ», – сказала г-жа Голодец в эфире РБК во вторник. Вице-премьер также уточнила, что в правительстве вопрос о вводе нового налога в ближайшее время (например, со следующего года) еще даже не обсуждался.
ТУРОПЕРАТОРЫ СОГЛАСНЫ С ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОМ
Эксперты туррынка говорят, что, несмотря на ожидаемую положительную реакцию на инициативу о туристическом сборе со стороны администраций городов Золотого кольца, последствия введения такого сбора для российских туристов непредсказуемы. Поэтому не исключено, что если такая инициатива и будет реализована в каком-то виде, то платить сбор обяжут лишь иностранных туристов.
Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», полагает,что новым налогом можно обложить лишь иностранных туристов. В качестве примера он приводит Италию, где гостевой налог платят только иностранцы.
«Турист из Рима, приезжая во Флоренцию, не платит налог. Иностранец платит. Логика в этом есть. Из мировой практики известно, что разного рода налоги на внутренних туристов, даже небольшие, тормозят стремление людей поехать в путешествие по родной стране», – говорит он.
«Само обсуждение темы нового туристического налога создает негативный фон в СМИ и раздражает туристов, которые планируют путешествие по родной стране. Такой пиар нашим городам не нужен. И особенно в нынешних в условиях, когда люди с трудом находят средства на пляжный отдых и выкраивают деньги на экскурсионную поездку. Определенная торопливость и поспешность по генерированию инициатив в принятии новых налогов вызывает удивление», – размышляет Сергей Ромашкин.
Эксперты национального туроператора АЛЕАН считают, что говорить о введении турсбора в городах Золотого кольца было бы разумно только после тщательного анализа итогов эксперимента по введению курортного сбора (а он, напомним, официально проводится до 31 декабря 2022 года). Как отмечают в АЛЕАН, по курортному сбору по-прежнему много вопросов и у турбизнеса, и у отельеров, так как процедура взимания сбора еще не отрегулирована полностью.
Специалисты туроператора «Интурист»полагают, что «любой дополнительный налог отпугнет экскурсионных туристов» и может привести к дополнительной нагрузке на средства размещения.
Помимо кардинальных возражений, у участников рынка также вызывает вопросы и сама база исчисления потенциального налога в «варианте Минфина». Так, Вадим Осипов, коммерческий директор туроператора «Мультитур», считает, что в городах Золотого кольца вообще некорректно рассчитывать налог как процент от стоимости проживания. «Многие туристы едут в организованные туры и просто не знают стоимость своего проживания в отеле, зачастую им будет сложно понять это ценообразование, отсюда могут возникать многочисленные недопонимания и конфликты», – отмечает эксперт.
В СЛУЧАЕ ВВЕДЕНИЯ СБОРА ПОСТРАДАЮТ МНОГОДНЕВНЫЕ ТУРЫ
Как говорят участники туристического рынка, в этом сезоне спрос на туры по Золотому кольцу упал и без сбора. «В июне-июле из-за влияния ЧМ-2018 спрос снизился на 30-35%. По итогам 2018 года в целом ситуация может выровняться, но все равно снижение продаж будет – примерно минус 10-12% год к году», – говорит Сергей Ромашкин из «Дельфина».
По мнению наблюдателей, возможное введение турсбора может снизить спрос на многодневные туры с проживанием. Уже сегодня в основном внутренние туристы едут по Золотому кольцу в туры с 2-3 ночевками.
«Сезон-2018 показал, что туристы уже сейчас стремятся сэкономить всеми возможными способами: сокращают дни пребывания, программу питания и экономят на транспорте. Если возможное введение турсбора повысит цены на проживание, ожидаем, что спрос на многодневные программы по Золотому кольцу с заселением в качественных звездных объектах размещения будет также снижаться», – считают в пресс-службе туроператора «Интурист».
Об этом же говорит и Вадим Осипов из «Мультитура». По его мнению, спрос на туры по Золотому кольцу с продолжительностью 5 и более дней может существенно сократиться. Исходя из текущей средней стоимости проживания, сумма турсбора, взимаемая в процентном исчислении, составит около 600 р. «Это уже довольно существенно для основной категории путешественников по данному направлению – пенсионеров. То же самое касается и школьных групп», – подчеркивает он.
ЛЮБОЙ СБОР – НЕ ПАНАЦЕЯ ДЛЯ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА
Ведущие игроки рынка подчеркивают, что сейчас Золотое кольцо и так испытывает сложности из-за наполнения маршрутов. В случае введения турсбора у туристов возникнет закономерный вопрос – за что они платят, а турпоток может продолжать уменьшаться.
Так, по оценке Владимира Лутова, генерального директора туроператора «Мастерская Путешествий», одной из причин наблюдаемого снижения спроса на маршруты Золотого кольца является то, что по этому продукту многие годы ничего не меняется.
«Это чистая классика, без каких-то интерактивов и других интересных предложений, которые привлекательны для более молодой аудитории или тех туристов, кто уже побывал в городах Золотого кольца ранее. Туристы хотят большего, оттого и растет сейчас спрос на более продвинутые музейные кластеры в других регионах, например, в Казани», – отмечает г-н Лутов.
Курортный сбор – вовсе не панацея для регионов Золотого кольца, которые хотят заработать на туризме. Зарабатывать нужно иначе, считают участники рынка.
«Территориям нужно больше вкладывать, инвестировать в сам туристический бизнес – открывать новые отели или интересные современной аудитории объекты показа. Такие инвестиции принесут местным бюджетам куда больше доходов, чем фиксированный курортный или другой туристический сбор», – резюмирует генеральный директор «Дельфина» Сергей Ромашкин.